Воспалительные заболевания мочеполовых органов

Перестройка организма во время беременности и связанные с этим изменения – тошнота, увеличение веса, пигментация, повышенная раздражительность не всегда вызывают положительные ощущения у беременной женщины, однако такие изменения совершенно естественны.

Однако даже при гладко протекающей беременности всегда остаются причины для волнений. Есть некоторые признаки неблагополучия, которые должны встревожить будущую маму, например признаки мочеполовой инфекции.

Среди экстрагенитальных заболеваний беременных пиелонефрит занимает ведущее место. Пиелонефрит развивается у 6-7% беременных, чаще во второй половине беременности. Беременные с пиелонефритом составляют группу высокого риска возникновения осложнений беременности. Заболевание почек может оказать неблагоприятное влияние на течение беременности, родов, послеродового периода и состояние плода (невынашивание, преэклампсия, гипотрофия плода).

В свою очередь беременность, вследствие изменения гормонального и иммунного статуса может осложнять течение пиелонефрита. Немаловажное значение имеет нарушение уродинамики вследствие изменения положения внутренних органов из-за беременной матки. Так из-за сдавления мочеточников маткой может возникать расширение верхних мочевых путей (чаще справа), что в свою очередь может способствовать обострению вялотекущих или хронических воспалительных процессов в мочевыделительной системе, о существовании которых пациентка может не знать.

Клинические проявления

Симптомы острого пиелонефрита или обострения хронического у беременных не отличаются от классических:

• высокая температура тела;
  • боль в поясничной области;
  • изменения в моче, характерные для воспалительного процесса.

Диагностика пиелонефрита у беременных

С целью диагностики заболеваний почек в ранние сроки беременности проводят специальное обследование. Наибольшее значение в диагностике пиелонефрита имеют клинические симптомы и лабораторные методы исследования. Обязательными являются: проведение общего и бактериологического исследования мочи, общего и биохимического анализа крови. Для дифференциальной диагностики и исключения осложняющих факторов воспалительного процесса методом выбора является ультразвуковое исследование (УЗИ) мочевыделительной системы. Экспертное УЗИ позволяет с высокой точностью выявлять основные осложняющие факторы (нарушенный отток мочи, камни) пиелонефрита. Одновременно, необходимо проведение дифференциальной диагностики с гломерулонефритом - инфекционно-иммунным заболеванием, частота которого составляет 0,1—0,2%. Острый гломерулонефрит во время беременности нередко протекает под видом тяжелых форм преэклапсии.