Коррекция опущения половых органов и несостоятельности мышц тазового дна

Опущение половых органов и, как крайняя степень проявления, выпадение внутренних половых органов — нарушение положения матки или стенок влагалища, которое проявляется смещением половых органов. Для обозначения обеих медицинских ситуаций в урогинекологической практике применяют термины: «генитальный пролапс», «цисторектоцеле»; при изолированном опущении передней стенки влагалища - «цистоцеле»; при опущении задней стенки — «ректоцеле».

По статистике, каждая 11-я женщина в мире потенциально имеет риск столкнуться с опущением и выпадением половых органов и нуждаться в хирургическом лечении. Пролапс половых органов, или пролапс гениталий - заболевание, склонное к рецидиву, в связи с чем около 30% пациенток переносят более одной операции.

Заболевание чаще всего возникает в репродуктивном возрасте и всегда носит прогрессирующий характер, усугубляющий функциональные нарушения тазовых органов, что приносит не только физические страдания, но и риск потери трудоспособности.

Пролапс гениталий: причины возникновения

В клинической практике выделяют четыре основные причины возникновения пролапса гениталий:

• нарушение синтеза половых гормонов;
  • несостоятельность соединительнотканных структур (генетическая предрасположенность);
  • травматическое повреждение тазового дна, которое провоцирует опущение тазового дна;
  • хронические заболевания, сопровождающиеся повышением внутрибрюшного давления.

Под влиянием одного или нескольких факторов может наступать функциональная несостоятельность связочного аппарата внутренних половых органов и тазового дна. Повышенное внутрибрюшное давление, например, при хронических запорах, также способствует смещению органов малого таза за пределы тазового дна.

Анатомические особенности строения малого таза – тесная связь между мочевым пузырем и стенкой влагалища – могут провоцировать сочетанное опущение передней стенки влагалища и мочевого пузыря. В результате мочевой пузырь становится содержимым грыжевого мешка, образуя цистотеле, которое, в свое очередь, увеличивается под влиянием собственного внутреннего давления в мочевом пузыре. Таким образом можно говорить о замкнутом круге заболевания. Одним из проявлений пролапса гениталий является недержание мочи. Данное осложнение присутствует практически у каждой второй пациентки с опущением и выпадением внутренних половых органов.